API Serpstat – 7 полезных кейсов по использованию + скрипты

Я уже писал несколько статей про использование сервиса Serpstat (ранее Prodvigator), но в ближайшее время произойдет изменение тарифов, что негативно скажется на стоимости использования API. Многие не догадываются как можно облегчить рутинную работу применяя API. Для этого я расскажу про 7 способов использования API Serpstat, которые могут значительно облегчить жизнь SEO или PPC специалиста. Возможно это поможет вам в выборе будущего тарифа или простимулируют до 15 июля продлить свои подписки, чтобы остаться с данным функционалом. Для всех способов я подготовил скрипты на Google Spreadseets или на PHP. Т.е. вам даже не нужно разбираться в программировании, чтобы их использовать.

Скрипты вы можете скачивать и использовать по своему усмотрению. Если нет возможности или навыков, все php-скрипты доступны на сайте и их можно юзать сколько душе угодно, лишь бы хостинг не лег =).

1. Анализ изменения позиций и видимости своего сайта и конкурентов

Существует множество хороших сервисов, благодаря которым можно ежедневно проверять позиции сайта и сравнивать их с конкурентами. Даже на Seprstat скоро появится такой функционал. Вот только при работе с такими сервисами мы можем анализировать ограниченное и, обычно, не очень большое число фраз. В базе Серпстат миллионы фраз. Нормально, когда система находит больше 10 тыс. ключевиков, по которым ранжируется сайт. Каждый день данные по части из этих фраз обновляются. Через интерфейс Seprstat мы можем узнать какие фразы выросли, упали или появились в топ100. Но чтобы выделить общие с конкурентами фразы, изменившие свои позиции в течении одного конкретного дня, и сравнить изменения - возможностей веб-интерфейса недостаточно. В такой ситуации поможет API Seprstat.

Для этой цели я написал небольшой скрипт, который анализирует изменения позиций сайта в базе сервиса по дням и сравнивает с измененными позициями конкурентов, показывая общие фразы и те, по которым конкуренты обошли изучаемый сайт. Этот скрипт очень помогает выявлять проблемные места или находить быстрорастущие домены в новых нишах, чтобы изучать их способы продвижения. Кроме этого он позволяет сравнивать динамику изменения трафика на сайты.

Принцип работы:
Скрипт выгружает N фраз для указанного сайта и его конкурентов, отсортированные по убыванию даты обновления в системе. Фразы группируются по дням и затем сравниваются. Для каждого дня фиксируется число фраз, которые выросли и упали, а также изменения по общим фразам для искомого сайта и конкурентов. 

Для примера я сравнил изменения сайта 24k.ua и конкурентов в виде secunda.com.ua и deka.dn.ua по 2000 фразам. Для формирования этого отчета было потрачено 6000 строк API.

В итоге получилась следующая таблица:

Как видно из скриншота в таблице показаны изменения для доменов, но наиболее интересные столбцы:

  • Общие – число общих фраз указанного сайта и конкурента, для которых была обновлена выдача в указанный день.
  • Выше – число общих фраз, по которым указанный домен выше конкурента.
  • Ниже - число общих фраз, по которым указанный домен ниже конкурента.
  • Обошли – число общих фраз, по которым указанный сайт в результате обновления стал выше.
  • Упустили – число общих фраз, по которым указанный сайт стал ниже.

Благодаря этой таблице можно отслеживать изменения положений сайтов во времени. В качестве бонуса, я так однажды спалил когда один из конкурентов попал под фильтры и начал проседать.

Кроме этого скрипт выводит две таблицы, в которых указываются конкретные фразы, по которым обошли или упустили конкурентов. Для указанных доменов они выглядят следующим образом:

А еще для души визуализируется график изменения потенциального трафика во времени:

Он считается по принципу, сходному с тем, по которому Serpstat считает трафик с поисковой системы. 

Ну а под самый конец выводится данные из первой таблицы через точку с запятой, чтобы с ними можно было удобно работать в excel (и подобных) и, например, строить графики динамики изменения фраз, по которым обошли или упустили конкурента. Вроде такого:

Есть вариант этого скрипта для Google Spreadsheets. Запускать его не сложно. Этот процесс описан в конце поста.

Исходник на PHP Скрипт для Google Spreadseet Использовать online

2.    Поиск форумов для постинга

Существует множество способов поиска тематических тем на форумах для постинга. Наиболее простой способ – доставать с выдачи гугла с помощью операторов вроде intitle, inurl и т.д. Я же предпочитаю искать подобные темы через Serpstat, для чего есть специальный скрипт.

Принцип работы:
Скрипт достает N фраз для указанного сайта и затем анализирует топ-100 для каждого из них. В итоге выводит ссылки исключительно на форумные страницы, указывая позицию и фразу, по которой ранжируется эта страница. Таким образом мы получаем преимущественно тематические топики, которые при этом ранжируются в поисковой системе. Если они на высокой позиции, то постом в такой теме можно даже привлечь дополнительный трафик. Для формирования отчета нужно двукратное число анализируемых фраз.

Для примера я взял домен oz.com.ua и проверил 200 фраз. 

В итоге получилась следующая таблица:

Даже для указанного примера и всего 200 фраз было найдено более 700 урлов и несколько форумов, которые высоко ранжируются. Например, forum.fishing33.ru на 6-ом месте по фразе «бинокль для рыбалки», forum.guns.ru на втором месте по «монокуляр для охоты» и т.д. 

Это очень удобный способ поиска форумов для дальнейшего постинга в тематических темах. Причем его можно использовать даже если вы не сильно разбираетесь в тематике сайта, или плохо владеете иностранным языком, ведь в Serpstat есть базы для множества регионов.

Варианта для Google Spreadsheets, к сожалению, нет, т.к. там есть ограничения на время выполнения скрипта.

Исходник на PHP Использовать online

3.    Анализ эффективности продвижения в разных регионах

Бывает такое, когда сайт не привязан к конкретному региону и желательно, чтобы он одинаково хорошо продвигался в нескольких странах, где говорят на одинаковом языке. Например, в Германии и Австрии говорят на немецком, Великобритании и США – на английском, все пост советское пространство – на русском. Порой важно иметь возможность отслеживать как одна и та же страница ранжируется в разных регионах. С помощью Serpstat это можно проверять переключая регионы, но это довольно долго. Поэтому я написал небольшой скрипт для упрощения данной задачи.

Принцип работы:
Скрипт достает ключевые слова страницы из двух указанных поисковых систем и сравнивает позиции общих фраз. Например, для страницы X в базе Serpstat для поисковика A есть N фраз, а для поисковика Y – M фраз. Скрипт обрабатывает множество N и M выделяя только общие фразы. Стоимость использования в строках API – двукратное число ключей, которое будет анализироваться.

В качестве примера возьмем страницу буржуйского сайта, посвященного рецептам и сравним его позиции для США и Великобритании.

В итоге получилась следующая таблица, по которой видно, что в целом позиции в обоих регионах сходны, хотя в ВБ частотность несколько ниже.

Это очень удобно чтобы быстро изучать разницу в выдаче Google и Яндекс или особенности оптимизации под запад. Например, страница http://www.muenchen.de/int/en/accomodation-hotels.html одинаково хорошо ранжируется под google.us и google.uk при англоязычном поиске отеля в Мюнхене.
В то же время, http://www.lastminute.com/hotels/munich.html в Британии ранжируется значительно лучше, чем в Штатах. 

Лично я регулярно использую такой подход для работы под запад. И надеюсь, что в Серпстат уже запустят немецкую базу, а за ней и австрийскую.

Есть только PHP-вариант данного скрипта.

Исходник на PHP Использовать online

4.    Глубокий анализ конкурирующих страниц

Не так давно в Seprstat появился отчет по конкурирующим страницам. На самом деле система фиксирует число фраз, по которым пересекаются страницы, но не выводит их в интерфейсе. Для того, чтобы их увидеть нужно сделать экспорт или воспользоваться соответствующей функцией API. Если внимательно присмотреться, то часто можно увидеть среди конкурирующих страниц несколько урлов с одного домена. Это связано с тем, что конкуренты разбивают семантику на множество страниц. 

Например, у вас есть страница про подарки отцу. Она посвящена выбору подарка отцу на любой праздник: ДР, Новый Год, юбилей и т. д. Страница хорошо ранжируется по фразам «подарки отцу», «что подарить папе» и т. д. Но есть конкурент X, у которого есть раздел «подарки отцу», в котором много страниц под отдельные праздники. Я написал не большой скрипт, который позволяет выделять конкурирующие страницы конкретного домена и сравнивать как указанная страница ранжируется в сравнении с множеством страниц конкурента. Так, на примере про подарки отцу, она покажет, что страницы конкурента X лучше ранжируются по фразам типа «подарки отцу на Новый Год», и, возможно следует сделать подобную структуру.

Возьмем в качестве примера страницу http://www.podaro4ek.com.ua/Roditelyam-25/Podarok-otcu-121 и сравним с конкурирующими страницами сайта emozzi.com.ua. Как видно из отчета, она хуже ранжируется, чем страница http%3A%2F%2Fwww.emozzi.com.ua%2Farticles%2Fgifts_dad_50_options_for_birthday%2F, посвященная подаркам на пятидесятилетие, но значительно лучше по общим фразам о подарках для папы:

Возможно, на сайте podaro4ek.com.ua не лишним будет создать страницу, посвященную подаркам отцу на 50 лет.

Скрипт только для Google Sreadsheet.

Скрипт для Google Spreadseet

5.    Поиск ключевых фраз без рекламы

В базе Serpstat есть десятки миллионов фраз для разных регионов. Для каждой фразы система запоминает топ-100 и все рекламные объявления. Я подготовил небольшой скрипт, который проверяет N фраз, по которым ранжируется сайт и выделяет те, для которых реклама не была найдена. 

Важно понимать, что бот Серпстат может спарсить выдачу в любой момент суток (например, в 3 часа ночи) и не найти рекламу только из-за того, что в этот никто из рекламодателей не давал рекламу. Поэтому я настоятельно рекомендую проверять результаты работы скрипта. Исходя из моего опыта – только 10% из найденных фраз реально без рекламы и это только на западе. В Украине и России крайне сложно найти подобные фразы. Чаще всего это всевозможные опечатки и ввод не в той раскладке.

Приведу пример для сайта insurancejournal.com, посвящённого страхованию в США. 

В итоге после анализа 500 ключей было найдено 86 фраз, из которых несколько реально были без рекламы, среди которых «insurers market repository» и «flood insurance bill senate».

Данный скрипт только на PHP, опять же из-за ограничений Google на время выполнения.

Исходник на PHP Использовать online

6.    Получение словаря рекламных фраз

Кроме органической выдачи сервис фиксирует фразы, по которым были найдены объявления конкретного сайта в Google Adwords или Яндекс Директ. Причем фиксируются они независимо от статистики Google Adwords. Т.е. Google Adwords покажет ноль показов по фразам, о которых точно знает Serpstat. В моем случае Серпстат нашел около 1.2 тыс. фраз, по которым показываются объявления, но Adwords их не указал среди 53 тыс. фраз, по которым были показы. 

Через веб-интерфейс Serpstat можно выгрузить весь перечень фраз, по которым показываются объявления сайта. Но для того, чтобы получить словарь (уникальные слова) нужно пошаманить. Для упрощения этой задачи я написал следующий скрипт. Он выводит все слова, по которым была найдена реклама.

Ниже приведен кусок результата для сайта zadavaka.com.ua. Красным я выделил слова, по которым, возможно рекламодателям не стоит давать рекламу.

Использование данного скрипта имеет ряд преимуществ:

  • Удобно расширять перечень «минус-слов».
  • Можно находить слова, про которые не скажет Google Adwords.
  • При подготовке рекламной кампании можно проанализировать конкурентов и составить начальный словарь «минус-слов».
Скрипт для Google Spreadseet

7.    Получение фраз и слов для объявлений

Последний на сегодня скрипт для API Serpstat. Я крайне редко сталкиваюсь с созданием объявлений для контекстной рекламы. Но каждый раз эта работа выжимает все соки из моих запасов фантазии. Уже на третьем объявлении я не могу придумать как еще можно написать одно и тоже. В итоге приходится смотреть что пишут конкуренты, что занимает определенное время. Следующий скрипт позволяет определить уникальные слова и словосочетания (из двух слов), которые конкуренты используют в своих объявлениях.

Для того же zadavaka.com.ua результат выглядит следующим образом:

В результате мы получаем две таблицы. В первой отображены уникальные слова из объявлений сайта и число их упоминаний. Во второй – уникальные словосочетания и число их упоминаний.

Я знаю несколько PPC специалистов, которые используют этот скрипт. По их словам – очень помогает быстро генерить новые объявления.

Скрипт для Google Spreadseet

Итоги

Serpstat – однозначно один из лучших украинских сервисов для интернет-маркетинга. Он хранит очень много полезной информации, которую можно использовать для улучшения своих проектов. К сожалению, не все реализовано через веб-интерфейс. Но есть API, который я настоятельно рекомендую использовать. В этой статье я поделился 7 скриптами, которыми лично пользуюсь. Надеюсь для вас они будут полезными.

Кроме этого хочу напомнить, что с 15 июля в Serpstat меняются тарифы. Согласно ним API будет только в тарифных планах от $149/мес. Поэтому, если вы видите пользу от использования этого интерфейса, то настоятельно рекомендую сейчас продлить любую подписку, т.к. так будет значительно дешевле. Даже по текущему Lite за $49 предоставляется 1млн. строк API, чего достаточно для большинства исследований.

Как запускать скрипты для Google Spreadsheet

Чтобы запустить скрипт нужно создать новый лист в Google Spreadsheet. Затем зайти в «Инструменты» -> «Редактор скриптов» и создать новый скрипт. Скопировать в него код. Изменить значения на нужные. Над полем кода выбрать соответствующую функцию , например “getCompareDinamic” для первого скрипта из статьи, и запустить выполнение. В результате выполнения скрипта в активном листе Spreadsheet появится разные данные.

PHP скрипты вы можете сказать и запустить у себя на сервере или виртуальной машине, или просто использовать у меня на сайте.


Если у вас возникнут вопросы, то можете писать мне в Facebook или в комментах (хотя с такими темпами дискас тут появится очень не скоро).

Дата публикации: 20:41 06.07.2016
Сайт еще в разработке ;)